Затонул

Затонувшие корабли, которые до сих пор будоражат умы охотников за сокровищами

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Деревянные каравеллы и галеоны, громадные современные лайнеры - тысячи судов покоятся на морском дне. Некоторые из них скрывают в своих трюмах сокровища: бочки с золотыми слитками, серебряными монетами и произведения искусства. Подводные археологи, современные охотники за сокровищами, азартно исследуют остовы кораблей в поисках ящиков, в которых могут быть как испанские пиастры, так и знаменитая Янтарная комната. В этом обзоре - судьба знаменитых затонувших кораблей, которые ждут своего открытия и исследования подводными археологами.

Подводный археолог Роберт Баллард, обнаруживший обломки «Титаника», «Бисмарка» и авианосца «Йорктаун», однажды сказал: «Почему мы не исследуем океаны. В них больше истории человечества, чем во всех музеях на Земле, вместе взятых».

В свое знаменитое плавание в Америку Христофор Колумб отправился на трех кораблях: «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария». В Рождественский вечер 1492 года флагман экспедиции, 36-метровая каракка «Санта-Мария», потерпела крушение возле острова Гаити. Как оказалось, рулевой матрос передал управление молодому юнге, который и посадил судно на рифы. Понимая, что судно не может быть спасено, экипаж снял часть груза с корабля. Колумб приказал извлечь из остова как можно больше досок и бревен. Их использовали для строительства форта La Navidad («Рождество»), который вскоре уничтожили индейцы.

Точное местоположение останков «Санта-Марии» с тех пор было потеряно для истории. В 2014 году подводный археолог Барри Клиффорд заявил, что он нашел обломки «Санта-Марии», используя информацию из журналов Колумба. Но расследование экспертов ЮНЕСКО показало, что затонувшие обломки принадлежало совсем другому кораблю XVII-XVIII в.

Испания XVI-XVIII вв. процветала за счет своих американских и ост-индских колоний. На тяжело груженых кораблях испанцы ввозили в Европу золото, серебро, бриллианты, шелк, табак, пряности, жемчуг, сахар. Обратно в колонии отправляли текстиль, инструменты, книги. Тяжелые, маломаневренные корабли, галеоны, загружались сразу десятками и оправлялись вместе конвоями. Так им было проще противостоять пиратам в Карибском море и Малайе.

Иногда галеоны тонули, унося на морское дно несметные сокровища. А иногда в жестоких вест-индских штормах тонули целые эскадры, груженые серебром из рудников Потоси, Мехико и Лимы.

В январе 1945 года советская подводная лодка потопила один из крупнейших лайнеров нацистской Германии – «Вильгельм Густлофф». 208-метровое судно было переполнено: на его борту находилось более 10 000 человек, в том числе моряки немецкого флота.

В ходе «атаки века», которую удачно провел командир подлодки С-13 Александр Маринеско, лайнер затонул. С ним на дно ушли от 7000 до 9000 человек, а также, предположительно, упакованное в ящики «восьмое чудо света» - Янтарная комната. Она была подарена в 1717 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом I российскому царю Петру I. А в годы Великой Отечественной Войны немцы тайно вывезли ее из Ленинграда и пытались переправить дальше, в Рейх.

Сад бабочек: Новый мировой бестселлер, ставший лидером продаж Amazon

Сотни тысяч читателей резко разделились на два лагеря: одни восхищаются автором и ее книгой, другие — негодуют. Но бесспорно одно — «Сад бабочек», уже ставший бестселлером во многих странах, никого не оставляет равнодушным.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Все версии гибели «Титаника». Корабль затонул из за пожара?

Затонул

Заключительная оснастка «Титаника9raquo; на верфи в Белфасте

Джон Пирпонт Морган

Опровергнуть теорию заговора оказалось совсем непросто, тем более что «Уайт Стар» лезла из кожи вон, чтобы спасти свою репутацию: всячески искажала информацию о катастрофе, подкупала свидетелей и так далее. Собственно, убедительные аргументы удалось найти лишь после того, как был обнаружен сам затонувший лайнер (а произошло это лишь спустя семьдесят три года – останки корабля были обнаружены экспедицией Роберта Балларда в сентябре восемьдесят пятого). Так вот, участниками одной из экспедиций, спускавшимися к погибшему кораблю, были сделаны фотографии гребного винта, на котором отчетливо виден отчеканенный серийный номер «Титаника9raquo; – 401 (у его старшего брата номер был ровно 400). Сторонники теории заговора утверждают, правда, что «Олимпик9raquo; повредил свой винт после столкновения с крейсером «Хоук9raquo;, и «Уайт Стар» заменила его винтом с недостроенного тогда еще «Титаника9raquo;. Но номер 401 находят и на других деталях затонувшего корабля, так что обвинение в спланированной катастрофе с «Уайт Стар Лайн» можно снять. Гораздо более правдоподобной выглядит следующая теория – о ней мы сейчас и поговорим.

Поднятый со дна кусок обшивки «Титаника9raquo;

Вторая версия. Погоня за голубой лентой

Одна из водонепроницаемых переборок «Титаника9raquo;

Третья версия. Пожар в трюме

Владельцы судна знали о том, что в недрах «Титаника9raquo; бушует пожар, но оказались настолько алчными, что решили не отменять рейс. Для того чтобы пассажиры ничего не заподозрили, в порту Саутгемптона корабль развернули другим бортом. Офицерам приказали держать рот на замке.

Четвертая версия. Немецкая торпеда

Самый первый ужастик про мумию

Версия шестая. Ошибка рулевого и человеческий фактор

Капитан «Титаника9raquo; Эдвард Смит

Тайны затонувших кораблей – призраки морских глубин

ЗатонулКорабли-призраки, судна-фантомы, затонувшие несметные богатства и сокровища – глубины мировых морей и океанов полны загадок и тайн, которые, возможно никогда не будут разгаданы. Тайны затонувших кораблей и легенды о таинственных суднах передаются из поколения в поколение.

Особенно красочны и удивительны истории о кораблях-призраках, которые внезапно показываются на горизонте и также неожиданно исчезают. Встреча с таким судном, как утверждают моряки, не сулит ничего хорошего. Кораблями-призраками также называют и вполне осязаемые суда, которые обнаружили дрейфующими в открытом море.

Как правило, исчезновению или гибели команды и экипажа подобного судна предшествуют загадочные обстоятельства.

Истории о кораблях-фантомах продолжают будоражить воображение всех тех, кто не равнодушен к подобного рода историям.

Затонул

Одна из самых известных легенд о кораблях-призраках – история корабля под названием «Калеуче», который практически каждую ночь появляется у берегов острова Чилое. Согласно мифу, этот корабль что-то вроде сознательного существа, которое бороздит местные воды, причем на судне пребывают духи всех, тех, кто утонул в этих водах.

«Калеуче» - невероятно красивое судно, его появление всегда сопровождается веселой музыкой и веселых смехом невидимых пассажиров. Корабль-призрак появляется лишь на несколько мгновений, а затем исчезает, погружаясь под воду. Местное население, чилоты, верит в то, что духов утопленников на борту корабля собрали Сирена Чилота, Пинкойя, и Пикой, три «морских дух» чилота, что-то вроде русалок Русалки: водные жительницы на любой вкус Затонул . Попав на борт «Калеуче» утонувший в море человек, возвращается к той жизни, которой жил раньше.

Затонул

Пассажирский пароход SS Валенсия

Пароход «Валенсия» затонул у берегов Ванкувера, Британская Колумбия, в 1906 году. У мыса Мендочино на пути судна стала плохая погода и ужасный шторм, в результате чего корабль сбился с курса, нашел на рифы и дал серьезную течь. Команда стала в срочном порядке спускать на воду спасательные шлюпки, на которые начали грузиться 180 пассажиров парохода. Однако несколько шлюпок перевернулись, а одна из них вообще исчезла. В итоге «Валенсия» затонула, и только 37 людям из 180 человек удалось спастись.

Затонул

Через несколько месяцев, один из местных рыбаков сообщил, что в одной из пещер им был найден плот, с останками восьми человек. Была организована поисковая команда, но поиски не увенчались успехом. Драматический конец этого корабля послужил источником для зарождения настоящей легенды. Моряки частенько упоминали о том, что видели какой-то пароход у рифов Пачена Пойнт, и по сей день правда и вымысел оплели «Валенсия» как плотное кольцо морских водорослей. По странному стечению обстоятельств, через 27 лет после крушения «Валенсии», в местных водах был найдена дрейфующая спасательная шлюпка, принадлежавшая пароходу. Удивительно, но на момент находки, она сохранилась в превосходном состоянии, целой даже осталась краска, которой она была выкрашена.

Затонул

Ourang Medan или «Человек из Медана»

История «голландского грузового теплохода «Уранг Мндан» началась с того, как два американских корабля, находившихся у берегов Малайзии, получили сигнал бедствия. Подававший сигнал человек назвался членом экипажа голландского судна под названием «Уранг Медан» и, якобы сообщил, что члены экипажа и капитан находятся при смерти, некоторые уже погибли. Затем связь начала прерываться и последними словам, которые услышали на американском корабле, были «Я умираю».

Поисковые корабли действительно обнаружили теплоход «Уранг Медан», на нем не было никаких следов повреждений, но все члены экипажа, включая даже собаку, находившуюся на борту, были мертвы. Их тела застыли в неестественных позах, а лица были обезображены гримасами ужаса, казалось, что многие из погибших пытались указать на то-то невидимое.

Затонул

Прежде чем были развернуты обширные поиски и расследование, на судно при странных обстоятельствах случился пожар, который спровоцировал взрыв, после чего корабль затонул. То, что случилось с голландским судном на самом деле, продолжает обсуждаться до сих пор, и, конечно же, поистине фантастические версии выдвигаются по поводу того, что могло стать причиной смерти людей на борту. По одной из версий теплоход незаконно перевозил груз нитроглицерина или какого-то нервнопаралитического вещества, пары которого могли попасть в воздух из недостаточно плотно закрытых контейнеров. Среди других гипотез есть и версия об участии в этой истории инопланетян Инопланетяне: как мы их себе представляем Затонул и других паранормальных сущностей.

Затонул

«Кэрролл А. Диринг», американская грузовая пятимачтовая шхуна – один из самых известных кораблей-призраков Восточного побережья. Шхуна села на мель у мыса Хаттерас, Северная Калифорния, в 1921 году. Судно накануне вернулось из Южной Америки, откуда везло уголь, но совершенно неожиданно столкнулось с небольшим кораблем у мыса Лукаут. В итоге шхуна села на мель в месте, где нередко случались кораблекрушения, и пробыла там в течение нескольких дней, пока до корабля добрались спасатели.

Когда спасатели прибыли к месту крушения, они были несказанно удивлены тем, что на корабле никого не оказалась. «Кэрролл А. Диринг» казалась совершенно заброшенной, при этом с судна исчезло навигационное оборудование, судовой журнал и две спасательные шлюпки, других следов преступления обнаружено не было.

Затонул

Правительство США развернуло масштабное расследование, в результате которого было выяснено, что практически в то же время при загадочных обстоятельствах исчезли еще несколько кораблей. Среди нескольких немедленно выдвинутых версий, самой популярной стала версия нападения пиратов либо контрабандистов. Звучала гипотеза о бунте, особенно в свете того, что первый помощник капитана «Кэрролл А. Диринг» был не в очень хороших отношениях с самим капитанам, однако никаких доказательств бунта или нападения пиратов найдено не было. Вся эта история подогревала слухи и домыслы, вспомнили о Бермудском треугольнике Бермудский треугольник: во всём виноваты газы? Затонул и других паранормальных явлениях.

Затонул

«Байчимо» вполне осязаемый корабль-призрак Корабли-призраки в истории и легендах: красиво и жутко Затонул , этот покинутый всеми грузовой пароход вот уже как сорок лет дрейфует в водах Аляски. Судно принадлежало компании Hudson Bay Company, на воду было спущено в 1920-ых и использовалось для перевозок грузов овчины и мехов, которыми торговали эскимосы Северной Канады. Но в 1931 году «Бэйчимо» попал в ловушку ледовых торосов у берегов Аляски и после нескольких попыток вырваться из плена, члены экипажа покинули судно на высланных за ними вертолетах.

Затонул

После сильной бури, пароходу удалось вырваться из ледовой ловушки, но судно было сильно повреждено, и судоходная компания просто бросила его, решив, что в условиях зимы, оно просто не выживет.

затонул

Затонул Затонувшие корабли. Затопленные города

«Катастрофа — событие с несчастными, трагическими последствиями.» За этим лаконичным определением С.И.Ожегова стоят тысячи судеб, тесно переплетенных с храбростью, трусостью, предательством и благородством. Оно скрывает за собой тайну, порой так и не открытую и еще более страшную своей неразгаданностью и непредсказуемостью Особенно драматична борьба человека с неподвластной ему природой, и первую очередь, разбушевавшейся водной стихией.

Это — наводнения, буквально слизнувшие некогда процветавшие города, и землетрясения, унесшие множество жизней, и затонувшие корабли с трюмами, наполненными сокровищами, потеря которых иногда даже меняла ход истории.

Сколько погибших кораблей лежит на дне океанов и морей?

На этот вопрос попытались ответить американские океанографы Рехтинцер и Терри. По их подсчетам — не менее одного миллиона. Начиная с 1902 года до наших дней ежегодно в среднем погибало по 398 судов, потери в середине XIX века составляли около трех тысяч в год. Если считать, что мореходством люди занимаются около двух тысяч лет и принять, что средняя потеря составляла 500 единиц, то и получится упомянутый миллион погибших кораблей. Таким образом, на каждые сорок квадратных километров площади дна морей и океанов приходится в среднем одно погибшее судно.

Только в Карибском бассейне (главным образом побережье Флориды и Багамские острова), по подсчетам специалистов, с 1500 по 1850 год их затонуло от 1200 до 4000. Полагают также, что в гавани Картахены (Колумбия) на дне лежит более 70 судов с грузом, оцененным в 500 миллионов долларов. В заливе Г.Сальвадор (Бразилия) с 1505 по 1850 год на дне «накопилось» более 300 судов. Для ориентировки следует отметить, что, например, в 1723 году из Англии ушло 435 кораблей, а в 1785 году из Европы в Америку отправлено более 1300. Средние потери по флоту в те времена для Карибского бассейна составляли 5-6 % от общего числа, а в 1519 году- 13%.

На дне морей и океанов покоятся древние каравеллы и галеоны испанских и португальских завоевателей, таящие в своих трюмах золото Перу и серебро Мексики, фрегаты английских колонизаторов с грузом драгоценных камней из Индии, слоновой кости и черного дерева из Африки, суда мореплавателей Среднего и Дальнего Востока с кораллами и жемчугами, легкие бригантины пиратов, трюмы которых набиты награбленным добром, и современные корабли с грузом платины, золота, серебра и меди.

Сколько же ценностей таит морское дно нашей планеты? Статистические данные Британского Адмиралтейства свидетельствуют, что с 1500 года одна восьмая часть золота и серебра, добытых человеком, оказались под водой в результате кораблекрушений и морских баталий. Жак Ив Кусто, изобретатель акваланга и крупнейший подводный исследователь, считает, правда, что все сообщения о сокровищах в море на 99% выдумка. Он ссылается на дельцов с пожелтевшими картами, на которые нанесены затонувшие корабли. По мнению Кусто, это сплошь мошенники, рассчитывающие не на золото под водой, а на деньги на суше.

Однако, без всякого сомнения, на дне различных водоемов покоятся не только воображаемые, но и действительные сокровища, которые пытаются найти. О целом ряде таких работ последнего времени имеются достоверные сведения.

В начале нашего века затонул английский пароход «Океан». На его борту находилось золото и серебро на сумму 400000 фунтов. За 56 погружений английским водолазом Ламбертом было извлечено 46 ящиков золота, 9 ящиков серебра и 1567 серебрянных слитков.

Затонул

Карта Великобритании 1876-1877 гг. с указанием мест крушений кораблей

В ходе двух экспедиций 1981 и 1986 годов с британского крейсера «Эдинбург», торпедированного немецкой подводной лодкой в 1942 году, извлечено 99 % от примерно пяти с половиной тонн золота, находящегося в его трюмах. Шестьдесят два золотых слитка из семидесяти были подняты в 1973 году английской компанией «Рисдон-Бизли» с грузового судна «Эмпайр Мэнор», погибшего в 1944 году в районе острова Ньюфаундленд. Известны подводные клады и более раннего периода. Американец Барри Клиффорд в 1985 году с галеры «Уайда» поднял ценностей на 15 миллионов долларов. Мел Фишер в 1980 году с галеона «Санта Маргарита» извлек драгоценностей на 30 миллионов долларов, наконец, тот же Мел Фишер после пятнадцати лет работы над галеоном «Нуэстра сеньора де Аточа» довел в 1986 году свою добычу до 400 миллионов долларов. Зарубежная периодика пестрит сенсационными сообщениями. 1980 г. Группой французских ныряльщиков найдены остатки корабля легендарного пирата Генри Моргана «Оксфорд». Он затонул 2 января 1669 года в результате взрыва порохового погреба.

Водолазы подняли из морских глубин золота, серебра и драгоценностей на несколько миллионов марок. По высказыванию германского журнала « Шпигель», это был один из крупнейших успехов в деле, которое со временем стало таким же прибыльным, как когда-то морской разбой. 1984 г. Водолазы малазийского флота подняли на поверхность ценный груз с голландского корабля, затонувшего в 1727 году. Из трюмов судна извлечены 29 слоновых бивней, 47 железных и 11 деревянных предметов, 139 слитков олова, 43 керамических предмета и 11 канатов.

1987 г. Французский кладоискатель Анри-Роже Лаудон близ острова Барбадос обнаружил корабль пирата XYII века Сюркуфа «Фудр». При обследовании судового якоря выяснилось, что он отлит из сплава золота и серебра. Его вес составил около 470 килограммов.

1988 г. Члены аргентинского клуба подводников «Немо» обнаружили испанский фрегат «Лорето», затонувший в 1792 году. Предполагается, что он предназначался для тайного вывоза золота и других ценностей перуанских инков. Как сообщает испанский еженедельник «Камбио — 16», искателями найдены пушки и ядра, оружие и бутылки с вином, монеты и украшения.

1989 г. Группа американцев начала поднимать со дна Атлантики золотые монеты и слитки, стоимость которых может составить около одного миллиарда долларов. Эти работы ведутся в 300 км от побережья штата Южная Каролина, где 12 сентября 1857 года во время урагана затонул пароход «Сентрал Америка». Он вез в Нью-йоркские банки отлитые на монетном дворе Сан-Франциско золотые бруски и монеты.

Этот список можно продолжить.

Однако отнятые у Нептуна сокровища, исчисляемые порой баснословными цифрами, не всегда приносили пользу новому владельцу. По этому поводу Жак Ив Кусто писал: «Не могу вообразить большей катастрофы для честного капитана, нежели открытие подводного клада. Для начала ему придется посвятить в дело свой экипаж и гарантировать каждому причитающуюся ему долю. Затем, разумеется, он потребует от всех обета молчания. Но после второго стакана, выпитого третьим марсовым в первом же бистро, тайна станет всеобщим достоянием. На этой стадии, если капитану удастся поднять золото с затонувшего испанского галеона, наследники королей и конкистадоров извлекут из домашних захоронений замшелые генеалогические древа, чтобы потребовать по суду свою долю, и немалую. Правительство страны, в чьих территориальных водах окажется находка, попробует наложить на нее эмбарго. И если в конце концов после долголетнего судебного крючкотворства несчастному капитану все же удастся привезти домой несколько дублонов, в него мертвой хваткой вцепится налоговый инспектор — и это уже до гробовой доски. Представьте теперь, как этот человек, потерявший друзей, репутацию и судно, будет проклинать разорившее его золото».

Жак Ив Кусто забыл упомянуть еще об одном немаловажном факте — о постоянном риске быть ограбленным, как это чуть не случилось с американцем АртуроМ Макки. Налетчики всю ночь провозились с сейфом, в котором хранились сокровища испанских галеонов, поднятых Макки. Они просверлили в стенках сейфа более полусотни дыр, превратив его в дуршлаг, и на рассвете ушли ни с чем. На изуродованной, но не открытой дверце незадачливые медвежатники оставили записку: «Твоя взяла, Арт!». Снимок надписи, опубликованный в газетах, послужил хорошей рекламой фирме-изготовителю сейфа.

И все же в ряды искателей сокровищ становились и становятся все новые и новые добровольцы.

Безусловно, наибольший интерес для кладоискателей представляют драгоценные металлы. Меньшим вниманием пользуются другие грузы затонувших кораблей, так как в морской воде они слишком быстро разрушаются. Правда, бывают и исключения. То, что уголь и цветные металлы устойчивы против воды, известно всем. А вот что мука и сахарный песок мало портятся в соленой воде, знают немногие. Вода проникает внутрь мешка всего на несколько сантиметров и образует вокруг содержимого защитную оболочку — панцирь.

Вспомни, уважаемый читатель, и знаменитую книгу Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», когда моряк из Иорка вскрывает бочонок с подмоченным порохом и с удивлением видит, что он сохранился, покрывшись лишь толстой коркой наподобие кокосового ореха.

Иногда водолазные работы принимают весьма необычный характер. Мы уже отмечали, что Кусто считает сомнительной возможность разбогатеть, производя поиски затонувших сокровищ. Все же он приводит один случай, когда ныряльщику удалось сорвать солидный куш при весьма занятных обстоятельствах. На До Сал, одном из островов Зеленого Мыса, Кусто встретился с местным жителем, который нырял на глубину 8 метров, пролезая через пробоину внутрь затонувшего корабля, и вспарывал ножом джутовые мешки. В мешках были бобы какао. Он вытряхивал содержимое, бобы всплывали, и их можно было собирать на поверхности обычным сачком для ловли бабочек.

Однако подъем сокровищ с затонувших кораблей — это лишь одна сторона медали, другая — их научная и культурная значимость. Находками такого рода занимается подводная археология. За последние десятилетия в водах разных стран были обнаружены сотни остатков старинных судов.

Некоторые из них были изучены, подняты и музеефицированы. Примерами таких работ могут служить исследования шведского военного корабля «Васа», затонувшего в 1628 году в Стокгольмской гавани. За несколько лет работы из воды было извлечено, помимо корпуса судна, 12000 разрозненных частей шпангоутов, 1000 скульптур и других вырезанных из дерева украшений, более 12000 предметов вооружения судна и его команды. Ил, в который погрузился корабль, сохранил в целости даже такие недолговечные вещи, как матросские чулки, платья, шляпы, сапоги и паруса.

Другим объектом исследований последних лет стал корабль XIV века до н.э., затонувший неподалеку от турецкого города Каш. В результате работ, начатых в 1984 году под эгидой Национального географического общества и Института морской археологии при Техасском университете, были выявлены уникальные находки. Среди них: болванки из олова, медные слитки с четырьмя ручками, амфоры, посуда, предметы быта, оружие и т.д. Особый интерес ученых вызвали изделия из стекла сине-кобальтового цвета и восемь каменных якорей. Находки прекрасно сохранившейся части обшивки и киля длиной 20 м позволили определить особенности постройки корпуса древнейшего корабля.

Специалисты надеются, что сохранившиеся детали судна помогут расширить наши познания о судостроении бронзового века и торговых связях на Средиземном море.

Следует подчеркнуть важность этих, казалось бы, незначительных, находок.

Их ценность заключается в следующем: во-первых, в затонувшем корабле, как в фокусе, сконцентрирована информация, объединенная единым временем и местом гибели. Попадание в это место предмета другого времени или с другого судна маловероятно.

Изучение объектов и их взаиморасположения позволяют получить бесценную информацию о морских торговых путях, связях между различными народами, уровне производства и т.д.

Во-вторых, ряд материалов лучше сохраняется под водой, чем под землей, особенно если они замыты в толщу песка или ила. Например, находка при наземных археологических раскопках целого керамического или стеклянного сосуда — большая редкость. Обычно под давлением пластов земли они распадаются на части. Подводные же раскопки дали десятки тысяч абсолютно неповрежденных изделий. В их числе античные амфоры, посуда, светильники, керамические и стеклянные изделия из средневековой Европы, китайский фарфор.

Более того, вода сохранила даже остатки мозговой ткани и черепе человека 10-тысячелетней давности и такие, казалось бы, легко исчезающие вещи, как зерно, масло, вино в античных амфорах. Изделия из ткани, табачные листья, пеньковые канаты были обнаружены на уже упоминавшемся шведском корабле «Васа». Совсем уже невероятной кажется сохранность на погибших судах книг и рукописей.

Подводная археология как научная дисциплина приобретает все большее значение. В последние десять лет в ряде стран она стала приоритетным направлением в исторической науке. С конца 1980-х годов научный комитет Всемирной конфедерации подводного спорта при содействии ЮНЕСКО проводит подготовку международного обзора подводного культурного наследия. Цель обзора — представить справочный материал о находящихся под водой археологических памятниках и дать рекомендации по организации научных исследований.

В список всемирного наследия ЮНЕСКО внесен ряд объектов. На эти памятники распространяется система охраны и международного сотрудничества, созданная в соответствии с Конвенцией о всемирном наследии, принятой генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1972 году. В числе этих объектов Большой Барьерный риф (Австралия), где, как известно, покоятся остатки многих кораблей, представляющих историческую ценность, остров Горе (Сенегал), знаменитые древние города Карфаген (Тунис), Лептис-Магна (Ливия) и др. В 1993 году при Международном совете по вопросам памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) создан Международный комитет по подводному культурному наследию. Первостепенной задачей Комитета стала подготовка международного закона, который обеспечивал хотя бы минимальный уровень защиты исторических памятников, находящихся под водой, как уникальной части человеческого наследия.

Особое место в документе будет уделено запрету раскопок, в результате которых извлекаются только предметы, имеющие коммерческую ценность, а все остальное разрушается.

Необходимость подготовки такого закона не вызывает сомнений. Известны случаи даже межгосударственных «разборок» за обладание затонувшими ценностями. Так, груз португальского флагмана «Флер де ла Map» стал яблоком раздора между индонезийским, малайзийским и португальским правительствами.

А началась история почти пять столетий назад.

. В 1511 году адмирал Альфонсо де Альбукерке привел свой флот к богатейшему султанату Малакка, расположенному на Малаккском полуострове, и объявил его португальским владением. Четыре дня он грабил султанат и еще пять дней грузил собранные ценности на корабли. По оценкам экспертов, «Флер де ла Map» вместил 400 тонн груза: 20 тонн золота и драгоценных украшений, статуи, сервизы, инкрустированное оружие, редкие произведения искусства, всего примерно на 9 миллиардов долларов.

Но кораблю не суждено было дойти до родных берегов. Застигнутый штормом, он наскочил на риф и затонул близ острова Суматра в индонезийских водах.

Кому сейчас, спустя сотни лет, принадлежит груз? Вопрос остается открытым.

Португалия претендует на возврат основных ценностей, Малайзия желает получить предметы, имеющие историческую ценность для государства. А пока ведутся споры, индонезийские военные катера патрулируют район гибели корабля, оберегая его от искателей легкой наживы.

«Классические» кладоискатели образца эпохи Людовика XIY, ставшие вне закона, скрестили шпаги с подводными археологами. Прогрессивная общественность, сплотившись с государственными чиновниками, встала на защиту своего национального достояния. В ряде государств были приняты законы, запрещающие несанкционированный «лов» культурных ценностей, находящихся в территориальных водах страны.

Эти жесткие меры позволили не только сохранить многие уникальные находки, но и создать профессиональные школы подводных археологов. Так, бельгийский водолаз Робер Стенюи, известный в нашей стране благодаря многочисленным сенсационным публикациям, к сожалению, только как удачливый кладоискатель, является автором методики подводно-археологических исследований. Американец Мел Фишер, поднявший ценности с испанских галеонов «Санта Маргарита» и «Нуэстра сеньора де Аточа», организовал Центр подводной археологии — один из крупнейших в США. Эдвард Таккер, начавший свою карьеру «простым добытчиком цветного металла», вскоре продолжил ее плечом к плечу с известным подводным археологом Менделем Л.Петерсоном, а «дедушка» современных кладоискателей Кип Вагнер организовал частный музей.

Трагедия на Волге. Очевидцы: "Булгария" затонула за три минуты.

10 июля 2011 года в Татарстане произошла крупнейшая речная катастрофа на Волге с начала 80-х годов. Недалеко от Булгара в считанные минуты затонул туристический теплоход «Булгария9raquo;, совершавший круиз выходного дня по Волге. На судне 1955 года постройки, по последним данным находилось 208 человек, спасено 79 человек.

Последовательность событий после крушения на Волге теплохода:

На следующем в Казань трехпалубном теплоходе «Арабелла9raquo; прозвучала команда капитана «Человек за бортом!». В полутора километрах от судна были замечены красные спасательные боты. Первым на борт «Арабеллы9raquo; был поднят старпом «Булгарии9raquo;, который кричал: «Давайте плывите вперед, там женщины и дети!». Команда «Арабеллы9raquo; действовала слаженно и профессионально, быстро поднимая на борт с ботов всех, кто остался жив. Были спасены 78 человек.

Не зарегистрированные 25

В результате крушения судна погибли и пропали без вести около 120 человек. На борту судна в момент крушения находились 196 человек, причем часть из них - незарегистрированные туристы. Из воды удалось спасти 80 человек.

Также перевозчик допустил серьезные нарушения правил эксплуатации плавсредства: допустимое количество пассажиров судна было превышено на 50 человек. При этом судно отправилось в рейс с неисправным левым двигателем, и за три часа до крушения теплоход сильно накренился на правый бок.

Следователи намерены изъять необходимую документацию у владельца судна и компании-арендатора, а также дать правовую оценку деятельности работников диспетчерской службы государственного бассейнового управления о своевременности информирования о крушении теплохода. Известно, что в районе бедствия прошли два судна, однако они не помогли тонущим людям по неизвестной причине.

Суббота, 16.15 Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды направляет Главному управлению МЧС России по РТ штормовое предупреждение. Синоптики сообщают о том, что вечером 9, а также ночью 10 июля, ожидаются грозы, сильные ливневые дожди, шквалистые усиления ветра 22 – 27 м/с, крупный град."В связи с ухудшением погодных условий воздержаться от поездок, - сказало в сообщении. - В случае ухудшения погодных условий владельцам маломерных судов в связи с плохой видимостью, а также осложненной обстановкой на воде необходимо воздержаться от выезда на своих плавсредствах без особых на то причин".

Воскресенье, 14.00 В ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ от диспетчера движения Казанского водного пути поступает сообщение от капитана проходившего теплохода о том, что у деревни Сюкеево Камско-Устьинского муниципального района потерпел бедствие и затонул прогулочный теплоход «Булгария9raquo;. Теплоход «Булгария9raquo; следовал рейсом из Болгар в Казань. Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах и других самодельных плавсредствах.

Около 14.30-15.00На место выезжают силы Камскоустьинского гарнизона пожарной охраны, Центра ГИМС и Поисково-спасательной службы. Из Казани вылетает вертолет Ми-8 авиазвена МЧС России с группой спасателей на борту.

16.00 МЧС обновляет данные - с теплохода спасены 78 человек из 173 находившихся на теплоходе, из них 140 пассажиров и 33 члена команды. Их переправляют в Казань на 3-х палубном судне «Арабелла9raquo;, на метеоре. Также из Казани выехал теплоход ОМ-249. Одного пострадавшего доставили в районную больницу Булгар, становится известно, что одна женщина утонула.

Сотрудники МЧС докладывают - теплоход затонул на глубину 20 метров. Место ЧС от берега на расстоянии 3 км Камско-Устьинский район.

В Главном управлении МЧС РФ по РТ создан оперативный штаб.

Работает телефон горячей лини: 227-46-56 для уточнения текущей обстановки и списков спасенных и пострадавших.

19.00Обновляются данные о спасенных. По состоянию на 19.00 известно, что спасены 77 человек. По последним данным, на теплоходе «Булгария9raquo; находились 148 туристов, из них трое детей.

МЧС России направляет в Татарстан Ил-76 с водолазами на борту. В том месте, где произошла катастрофа, ширина Куйбышевского водохранилища составляет 7,5 км, теплоход затонул ориентировочно в 3 км от берега на глубине около 20 м. Параллельно со спасательной операцией ведется расследование обстоятельств случившегося: Следственный комитет РФ по факту ЧП с теплоходом возбудил уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности эксплуатации судов». По одной из версий, озвученной федеральными телеканалами, причиной ЧП могла стать разгерметизация днища судна. В интервью телеканалу НТВ директор компании ООО «Агороречтур9raquo; (арендатор судна) Светлана Имякина утверждала, что «Булгария9raquo; находилась в технически исправном состоянии. Судно выполняло тур выходного дня по маршруту Казань-Булгар. Стоимость путевок (основной оператор их продажи – казанское агентство Интурволга) составляла от 1200 до 5000 рублей в зависимости от уровня каюты. Сегодня теплоход должен был доставить пассажиров в Казань, а завтра отправиться в Самару. Судя по расписанию, опубликованному на сайте агентства «Интурволга9raquo;, этим летом предполагалась очень интенсивная эксплуатация теплохода. Гендиректор агентства Александр Елисеев сообщил РИА Новости, что пассажиры «Булгарии9raquo; не были застрахованы.

В блоге Затонулlyan_lyanych сообщается следующее:

«Щас выяснили, что мы не раз с Димычем на этом теплоходе "развлекателями9quot; работали. Правда раньше он назывался "Украина9quot;. И вот что я вам скажу- этот теплоход не просто старый, а очень старый. Скорость у него очень низкая, из-за этого он постоянно опаздывал в порты, и вот шли мы например в Нижний, вместо 6 остановок- ну там монастырь Дивеево например- не останавливались потому, что шли оочень медленно. А медленно шли потому, (повторюсь) что он - старый. 50-ых годов выпуска. Раритет, ага. Как-то мы на нём встали на мель, дёрнуло адски, внизу потом матросы латали и чинили до глубокой ночи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 22 = 26